Получите консультацию по форме обратной связи

подписка на RSS | 1452 Подписчика


Совершенствование НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Теоретические основы построения научной деятельности: задачный подход.

Переходя от фиксации ценностных ориентиров научного познания и научной коммуникации к проектированию такого их построения, в которой эти ориентиры нашли бы воплощения, уместно обратиться к задачного подхода, основанного Украинской кибернетиками и психологами четыре десятилетия назад [5, 8]. Этот подход, как разновидность системного подхода, предполагает: а) выделение в исследуемых или проектируемых ситуациях (в частности, в ситуациях познания и коммуникации) систем, описываемых как задачи, и систем, обеспечивающих решение этих задач, б) установление характеристик выделенных задач и определение средств и способов их решения.

Поэтому обратимся к характеристикам задач, решаемых участниками коммуникации (В частности, научной), занимающих в ней различные функциональные позиции. Здесь можно опереться на положения развитой в русле задачного подхода теории задач [1], где, в частности, рассматриваются:

задачи обогащения знания, которым обладает субъект - Решатель задачи (Познавательные, в широком смысле, задачи, знание можно упрощенно охарактеризовать как систему информации о некотором объекте);

задачи обогащения знания, его имеет другой субъект - реципиент (именно такие задачи названы в коммуникативными).

Критерием розвьязаности то познавательной, то коммуникативной задачи является достижения необходимой (т.е. соответствующей требованию задачи) полноты эксплицитно (явной) информации о некотором объекте, при этом в случае познавательной задачи обладателем такой информации должен стать ее Решатель, а в случае коммуникативной задачи - реципиент.

Познавательные задачи решаются различными путями (которые в реальной человеческой деятельности, как правило, сочетаются). Эти пути заключаются:

а) в доставания эксплицитно недостающей информации, из объектов, такую информацию уже несут (психологический аналог - процесс восприятия);

б) в генерировании эксплицитно недостающей информации (психологический аналог - процесс воображения);

в) в пополнении эксплицитно информации с помощью преобразования имплицитной информации на эксплицитную (психологический аналог - процесс мышления;

см. его трактовка С. Л. Рубинштейном [11, с. 15]).

В педагогике является признанным: для успешности учебного воздействия учителю необходимо решить соответствующую дидактическую задачу (ее можно считать видом коммуникативной), а для этого - организовать должным деятельность обучаемых.

Но хотя бы в силу обстоятельств, очерченные в разделе «Актуальность и состояние разработки проблемы », не только тем, кого учат, но всем потребителям их продукции (Включительно с коллегами-исследователями) надо облегчать освоение нового материала.

Поэтому производитель научных продуктов должен предусматривать проблемы потребителей и, решая коммуникативные задачи, создавать предпосылки для решения таких проблем.

Так, исследовательская деятельность заключается в решении познавательных (точнее, научно-познавательных) и коммуникативных (точнее, научно-коммуникативных) задач.

Решая научно-познавательные задачи, исследователь использует все три указанные выше пути. При этом следует различать два варианта пути «а», а именно:

а1) получения эксплицитно недостающей информации, через взаимодействие с самим познаваемым объектом;


Другие статьи по теме:

- Понятие "информационные технологии"
- Вторая половина xx века подарила человечеству целый фейерверк блестящих достижений в области цифровой электронной вычислительной техники
- Информатическая компетентность студентов
- Украинский научный центр развитию информационных технологий
- Кафедра СП ННК "ИПСА" НТУУ "КПИ"

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):